Беня дуже розлютиться? У Карпатах побудують новий гірськолижний курорт – конкурент “Буковеля”

“Холдинг ОККО Group планирует в следующем году начать строительство на территории Славской ОТГ (Львовская область) горнолыжного курорта, который может стать конкурентом знаменитого украинского “Буковеля”. По заявлению замначальника управления туризма и курортов Львовской ОГА Тараса Лозинского, инвестиции в проект запланированы в объеме около $500 млн, срок реализации — около 4 лет. Курорт, у которого еще нет названия, расположится в 15 км от Славского, на территории сел Верхняя Рожанка и Волосянка. Он будет включать более 60 км трасс, а реализовать его намерены в три этапа”, – пише оглядач Олександр Суков у своїй статті, передають Патріоти України, та продовжує:

“Основным владельцем холдинга OKKO Group является бизнесмен Виталий Антонов, миноритарный акционер — Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). В холдинг OKKO Group входит концерн “Галтафтогаз”, который располагает сетью из 400 автозаправочных комплексов “ОККО”, а также производственные предприятия, торговые заведения, строительные компании, предприятия, предоставляющие страховые и сервисные услуги.

Первая информация о планах OKKO Group построить свой горнолыжный курорт появилась еще в 2018 г. и строительство планировалось начать уже в 2019 г. Но только недавно холдинг закончил оформление земли.

Отдых в Карпатах: на трассах стало тесно

У нового курорта не будет проблем с туристами — “Буковель” уже не может удовлетворить всех желающих. Только за прошлый сезон поток туристов на “Буковель” вырос на 20% и при этом от 30 до 50% отдыхающих — это туристы из Восточной Европы. Создатель “Буковеля” Александр Шевченко, который “поднял” его с помощью вливаний от Игоря Коломойского и еще ряда инвесторов, в одном из интервью признался, что курорту сегодня сложно выдерживать туристический поток — ему нужно либо развиваться (но физически — уже некуда), либо — отсечь часть туристов, подняв расценки.

В этом году “Буковель” открылся 8 декабря, но жилье на новогодние и рождественские праздники уже выкуплено на 100%. В начале прошлого года Александр Шевченко в программе Big Money раскрыл “кухню” заработка на лыжниках, рассказав о некоторых финансовых подробностях проекта. В него было вложено в период с 2004 по 2010 гг. около $500 млн. При этом прибыль, как тогда он отмечал, за сезон составила около 150 млн грн. И чтобы проект вышел “в ноль”, “Буковелю”, по оценке Шевченко, нужно было еще 10 лет.

По его словам, 90% туристов в “Буковеле” — это те, кто приезжает целенаправленно кататься на лыжах, тратят на это около 500 грн. в день, приобретая у “Буковеля” скипасс (электронный пропуск на лыжную станцию), и проживая в местных гостиницах и шале. На них курорт и зарабатывает основные деньги.

Еще 10% туристов — это те, кто готов выложить около 1 тыс. грн в день. И только около 1% клиентов — те, кто тратит значительно большие суммы и может позволить себе за $200-300 номер в гостинице Radisson, принадлежащией “Буковелю”. Но их больше интересует не катание с утра до вечера, а ресторан.

В том, что туристов хватит еще на один условный “Буковель”, уверена главный редактор онлайн-журнала для профессионалов турбизнеса Turprofi.com.ua Валерия Овсяник. “Если карантин будет продлеваться и далее, и выезд украинских туристов на лыжные курорты других стран будет ограничен, то лыжников хватит не только на два, но и на 10 таких курортов”, — сказала она.

Учитывая, что до сдачи “конкурента Буковаля” несколько лет, для нас еще важнее, что, по мнению Валерии Овсяник, спрос будет даже при отсутствии карантина. По ее словам, новый курорт будет пользоваться спросом, потому что “Буковель” сегодня — дорогой, и любая альтернатива будет воспринята хорошо. “К тому же в Славское ходит прямой поезд, и не один. Это большущий плюс”, — отметила она. Кстати, на днях “Укрзализныця” запустила новый скоростной поезд Интерсити+ “Киев-Славское” — специально для желающих отдохнуть на горнолыжных курортах. Пока он будет курсировать до 17 января, но в случае высокого спроса рейс может стать постоянным.

Развитию горнолыжных курортов еще в прошлом году попытались дать толчок Львовская, Ивано-Франковская и Закарпатская облгосадминистрации. Они разработали проект “Малого карпатского кольца” — дорожной сети протяженностью около 100 км, которая должна связать горнолыжные курорты трех областей. Однако это потребует значительных инвестиций — около 1 млрд грн.

Стоит отметить, что “Буковель” на сегодня среди горнолыжных комплексов — самый дорогой и раскрученный, однако кроме него есть еще масса других: “Славское”, “Драгобрат”, “Пилипец”, “Красия”, “Ворохта”, “Плай”, “Мигово”, “Яблуница”, “Тысовец”. Впрочем, ни один из них не может сравниться с “Буковелем” ни по разнообразию трасс, ни по инфраструктуре в целом. Судя по заявленным планам OKKO Group, их курорт, если будет построен, действительно сможет сравниться только с “Буковелем”.

Откуда деньги

Впрочем, остается один, но самый важный вопрос – откуда деньги на такое масштабное строительство? Ведь, напомним, согласно заявлениям официальных лиц, в горнолыжный курорт компания Антонова собирается вложить около $500 млн.

Здесь следует отметить, что акционерами и институциональными инвесторами OKKO Group числятся Европейский банк реконструкции и развития, GoldmanSachs, Horizon Capital, Renaissance Capital, Genesis AssetManagers, LLP и др. То есть такие средства теоретически есть. Однако на практике явно будут проблемы. Да, институциональные инвесторы умеют играть в долгую при наличии спроса на продукт или услуги (а как мы выяснили, он есть). Но не менее хорошо крупные инвесторы умеют считать деньги. Посчитаем и мы.

Точнее прикинем, поскольку бизнес-план OKKO Group, естественно, не предавался огласке. Итак, при инвестициях в $500 млн (около 14 млрд грн по текущему курсу) и сезонной прибыли в 150 млн грн (возьмем показатель «Буковеля» как наиболее релевантный) отбить вложения (причем без процентов) удалось бы только… за 93 года. Тут либо новому инвестору известен какой-то невероятный секрет прибыльности горнолыжного бизнеса в Украине, либо сумму в $500 млн для чего-то просто «списали» с истории «Буковеля», для которого, кстати, она была подъемна, учитывая многократно меньший, чем сейчас, курс гривни в 2004–2010 гг. А Славской ОТГ придется довольствоваться намного меньшими вложениями.

Удалили с трассы

“Буковель”, который был построен на инвестиции Игоря Коломойского, сегодня уже не совсем его собственность. Компания “Скарзонера” Коломойского была поручителем по кредитам рефинансирования, которые получал Приватбанк, и после национализации последнего 2/3 “Буковеля” отошли теперь уже государственному банку, а 1/3 осталась за “Скарзонерой”. Однако Приватбанк хочет продать принадлежащую ему часть “Буковеля”, и в сентябре этого года выбрал британскую компанию Exito Partners эксклюзивным советником и организатором процесса продажи. А пока банк зарабатывает на курорте, сдавая принадлежащие ему объекты в аренду оператору “Буковеля” компании “Парктур”. В 2019 г. банк получил 110,5 млн грн арендной платы, в 2020 г. — 117,5 млн грн.

Однако “Буковель” — не единственный курортный актив Игоря Коломойского. СМИ в 2017 г. писали, что Игорь Коломойский купил известный австрийский курорт Земмеринг. Александр Шевченко подтверждал, что менеджмент “Буковеля” управляет и этим курортом”.

Источник

Схожі новини